План застройки

 
План застройки

Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1.1.Настоящие нормы разработаны в соответствии с требованиями СНиП10-01-94 (см. раздел 2) для г. Москвы как дополнение к нормативнымдокументам в строительстве, действующим на территории г . Москвы, и распространяются на проектирование новых иреконструкцию существующих Образовательных учреждений для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей.

Требованиянастоящего документа не распространяются на Дома для детей-сирот раннеговозраста (до 3-х лет) и Санаторные детские дома для детей-сирот, которые должныпроектироваться по индивидуальным заданиям, содержащим помимо прочихсоответствующие медицинские требования.

1.2. Настоящие нормы устанавливаютосновные положения и требования к размещению, участку,архитектурно-планировочным решениям и инженерному оборудованию Образовательныхучреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1.3.Настоящие нормы содержат обязательные, рекомендательные и справочные положения.

Пункты настоящих норм, отмеченные знакам *,являются обязательными.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ.

Внастоящих нормах приведены ссылки на следующие нормативные документы:

1.СНиП10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основныеположения».

2.СНиП 2.08.02-89*»Общественные здания и сооружения».

3.СНиП21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

4.СНиП2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских исельских поселений».

5СНиП2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий».

6СНиП2.04.05-91* «Отопление, вентиляция и кондиционирование».

7.СНиП2.04.09-84 «Пожарная автоматика зданий и сооружений».

8.СНиП 23-05-95″Естественное и искусственное освещение»

9.ВСН59-88 «Электрооборудование жилых и общественных зданий».

10.МГСН 4.07-96″Дошкольные учреждения».

11.МГСН 4.06-96″Общеобразовательные учреждения».

12.МГСН1.01-97 «Временные нормы и правила проектирования, планировки изастройки Москвы».

13.МГСН 2.01-94″Энергосбережение в зданиях».

14.МГСН 3.01-96 «Жилыездания».

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

3.1.Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей в настоящих нормах обобщающе названы «Учреждениями».»Учреждения» предназначены для проживания, воспитания, обучения иобслуживания детей и подростков, лишенных попечения родителей илиродственников.

Планировказданий и помещений, их обустройство и оборудование должны способствоватьсозданию в учреждении семейной обстановки.

3.2.Рекомендуемая номенклатура типов «Учреждений», контингентпроживающих, возраст воспитанников, вместимость учреждений приводится в таблице3.1.

Приобщей вместимости более 120 мест «Учреждение» должно состоять изотделений, включающих, кроме помещений проживания и питания, также помещенияпервичного медицинского обслуживания.

3.3.»Учреждения» обеспечивают воспитанникам следующие необходимыеусловия:

-проживание;

-питание;

-воспитание и обучение;

-культурно-массовое обслуживание;

-медицинское обслуживание;

-социальную адаптацию, профессиональную подготовку (в зависимости отиндивидуальных склонностей и возможностей);

-административно-бытовое обслуживание.

Однойиз главных задач функционирования «Учреждений» является воспитаниеличности, полноценного члена общества, его профессиональная подготовка, котораястанет средством его существования, и психологическая подготовка его ксамостоятельной жизни в обществе.

*3.4 . В «Учреждениях»предусматриваются следующие варианты комплектования групп детей:

-в одновозрастных группах, с комплектацией групп и групп-классов из детей иподростков одного уровня развития и учебной подготовки;

-в разновозрастных группах, с комплектацией групп из детей разного возраста попринципу совместимости и образованием «семей».

Примечание . Как вариант, возможнокомплектование «семей» из одновозрастных групп.

*3.5. Количество этажей в зданиях следует принимать:

-в Детских домах для дошкольников — не более двух;

-в Школах-интернатах и Учебно-воспитательных комплексах — не более трех; если всостав учреждения входит дошкольное отделение, его следует располагать не вышевторого этажа;

-в Домах проживания молодежи — в соответствии с требованиями МГСН 3.01-96 «Жилые здания»;

-учреждения типа «Приемная семья», располагаемые в жилых зданиях посогласованию с органами Государственного противопожарного надзора и органамиГоссанэпиднадзора, допускается размещать на любом этаже. Предпочтительноеразмещение — на нижних этажах.

Примечание . На затесненныхтерриториях в Школах-интернатах число этажей может быть увеличено до четырехпри условии устройства противодымной защиты путей эвакуации, устройства вздании автоматического пожаротушения и по согласованию в каждом конкретномслучае с органами Государственного противопожарного надзора.

*3.6. Ширину лестничных маршей, также как и всех эвакуационных проходов следуетпринимать в соответствии с пожарной безопасностью зданий и сооружений. Вучреждениях типа «Приемная семья», располагаемых в жилых зданиях,ширина лестничных маршей принимается в соответствии с нормами проектированияжилых зданий, Необходимость мероприятий гражданской обороны определяется вкаждом конкретном случае заданием на проектирование.

3.8.Высоту помещений следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 2.08.02-89*.Требования к инженерному оборудованию и другие требования, в том числе ипожарной безопасности, следует принимать в соответствии с нормамипроектирования СНиП2.08.02-89* и СНиП 2.04.01-85* СНиП2.04.05-91* СНиП 21-01-97, ВСН59-88, МГСН 2.01-94,а также другими нормативными документами, действующими на территории г. Москвы.

*3.9. Требования к внутренней среде зданий следует принимать: в Детских домахдля дошкольников и дошкольных отделениях Учебно-воспитательных комплексов — всоответствии с МГСН4.07-96;

востальных учреждениях — в соответствии с МГСН 4.06-96; вучреждениях, рассчитанных на пребывание разновозрастных «семей» впомещениях квартирного типа следует учитывать требования обоих вышеуказанныхдокументов. Во всех учреждениях следует учитывать требования СНиП 23-05-95.

Примечание. В учреждениях типа»Приемная семья» требования к внутренней среде необходимо в каждомконкретном случае согласовывать с органами Госсанэпиднадзора.

Таблица 3.1.

Рекомендуемые номенклатура типов»Учреждений», контингент проживающих, возраст воспитанников,вместимость учреждений.

№№

Наименованиетипов учреждений

Контингент

Возрастлет

Вместимостьмест

1.

Детскиедома для дошкольников

Дети-сироты

3-7

60-80

2.

Школы-интернатыдля детей:

Дети-сироты

-снормальным интеллектом

7-18

100-120

-сзадержкой умственного развития

7-18

80-120

-снарушением умственного развития

7-18

80-100

3

Учебно-воспитательныекомплексы

Детии подростки-сироты с нормальным интеллектом

3-18

60-120

4.

«Приемнаясемья»

Дети-сиротыс нормальным интеллектом

3-18

4-8

5.

Домапроживания молодежи

Молодежь,требующая постинтернатской социальной адаптации

16-23

60-80

Примечания: 1. В составШкол-интернатов и Учебно-воспитательных комплексов допускается включатьпостинтернатские группы для подростков и молодежи в возрасте 16-23 лет,неприспособленных к самостоятельному проживанию и требующих социальнойадаптации.

2.Типологическаяхарактеристика учреждений приводится в Приложении 1.

4. ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТКУ.

*4.1. Площадь участка следует принимать, как правило, из расчета 50-60 м 2 на1 место в учреждениях для дошкольников, а также в Домах для проживаниямолодежи, и 100-120 м 2 на 1 место в учреждениях для школьников.

Примечания:1.На затесненныхтерриториях площадь участка может быть сокращена на 15-20%.

2. Для учреждений типа»Приемная семья», располагаемых в жилых зданиях, специальный участокдопускается не предусматривать. Дети данных учреждений могут пользоваться общейтерриторией жилого района.

3. Прирасположении учреждений типа «Приемная семья» в первых этажах зданийпри согласовании с органами архитектурного, санитарного и противопожарногонадзора допускается пристраивать открытые прогулочные террасы.

*4.2. В составе территорий «Учреждений», за исключением учрежденийтипа «Приемная семья», должны быть предусмотрены следующиефункциональные зоны:

а)зона проживания воспитанников с расположенными в ней игровыми площадками итеневыми навесами для отдельных групп детей, спортивными площадками;

б)зона обслуживания, в которой размещается площадка при кухне с мусоросборником ипожарным постом;

в)зона изолятора, приемного и карантинного отделения;

г)хозяйственная зона, в которой в зависимости от конкретных условий располагаютсягараж, котельная, прачечная, складские помещения, ремонтные мастерские,овощехранилище и т.д.

Примечания: 1. В Домах проживаниядля молодежи зона изолятора, приемного и карантинного отделения непредусматривается.

2. Назатесненных территориях для размещения хозяйственных, инженерных и подсобныхпомещений рекомендуется использовать подземное пространство, в том числе подзданиями при условии выполнения противопожарных требований, а также требованийдругих действующих нормативных документов.

*4.3. Площадь игровых площадок следует принимать 6-8 м2 на одногоребенка из расчета одновременного присутствия всех детей дошкольного возраста и40-50 % детей школьного возраста.Площадки должны иметь травянисто-песчаный покров. Теневые навесы — 2 м2 на1 место должны примыкать к игровым площадкам и быть рассчитаны на проведениеигр в плохую погоду, а также на возможность проведения устных уроков длядошкольников и младших школьников. Теневые навесы должны иметь дощатый пол идолжны быть закрыты с трех сторон, а открытой стороной ориентированы насолнечную сторону. Возможна организация игровых площадок и теневых навесов,общих на 2-3 группы.

4.4.На игровых площадках рекомендуется предусматривать следующее оборудование:

-для детей дошкольного и младшего школьного возраста — качели, качалки, грибки,домики, скамейки для отдыха, песочные дворики с ящиками для хранения песка,столами для игр с песком, а также площадка для развития всех основных видовдвижения (для лазания, скатывания, перелезания);

-для детей среднего и старшего школьного возраста — беседки и скамейки дляотдыха и чтения, столы для игр.

Примечания: 1. Набор оборудованияследует уточнять в каждом конкретном случае заданием на проектирование.

2. Кпесочным дворикам должен быть подведен летний водопровод для мойки игрушекпосле игр.

4.5.На территории «Учреждений» предусматривается физкультурная площадка испортивная площадки для игр в настольный теннис, волейбол бадминтон, футбол ит.п. Эти площадки располагаются вблизи игровых площадок для детей среднего истаршего школьного возраста.

Размерыспортивных площадок рекомендуется принимать: для настольного тенниса — 2,8´1,5м; для волейбола — 9´18м; для футбола — 40´60м; для бадминтона — 13,5´6м; для физической культуры — 80-100 м2 . Набор площадок и их размерыопределяются в каждом конкретном случае заданием на проектирование.

4.6.Озеленение участка включает групповые и рядовые посадки деревьев и кустарников,декоративные растения, цветники и газоны. Площадь зеленых насаждений следуетпринимать из расчета не менее 40% участка. Не допускается применение колючих иядовитых растений.

4.7.Вопросы размещения «Учреждений» в системе застройки населенныхпунктов, удаление от промышленных объектов, транспортных магистралей и т.п., атакже вопросы природоохранных мероприятий, следует решать в соответствии сградостроительными требованиями МГСН1.01-97, СНиП2.07.01-89* и других нормативных документов, действующих на территорий г.Москвы.

*4.8.Территория «Учреждений» должна быть ограждена, на участок должно бытьпредусмотрено не менее двух въездов с устройством дорог с твердым покрытием,запроектированным исходя из расчетной нагрузки от пожарных машин — 20 тонн наось. Один из въездов должен быть хозяйственным. К зданию должны бытьпредусмотрены подъезды с двух противоположных сторон.

*4.9. Изолятор (приемно-карантинное отделение) должен иметь подъездные пути,обеспечивающие возможность проезда пожарных машин и специального транспорта дляэвакуации заболевших детей.

*4.10. Расход воды на наружное пожаротушение должен приниматься не менее 100 л/сот 3-х пожарных гидрантов, установленных в радиусе не более 150 метров отзданий, при одновременном расходе воды на хозяйственно-питьевые нужды. Настенах зданий и сооружений следует предусматривать светоуказатели пожарныхгидрантов.

4.11.В дополнение к требованиям настоящего документа при проектировании территорий»Учреждений» следует руководствоваться требованиями МГСН 4.07-96 и МГСН 4.06-96, а также СНиП2.07.01-89*

5. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ РЕШЕНИЯМ.

5.1.В состав «Учреждений», за исключением учреждений типа «Приемнаясемья», входят следующие основные группы помещений:

-помещения проживания детей и подростков;

-помещения обслуживания (включающие помещения учебного, культурно-массового,медицинского, административно-бытового обслуживания, помещения профессиональнойподготовки и социальной адаптации, помещения, обеспечивающие питание детей иперсонала);

-изолятор, приемно-карантинное отделение;

-хозяйственные сооружения.

Примечания. 1.Составпомещений «Учреждений» уточняется заданием на проектирование.

2. В Домах проживаниямолодежи изолятор (приемно-карантинное отделение) не предусматривается.

3. Вучреждениях типа «Приемная семья» предусматриваются помещенияпроживания, а также кухня и некоторые хозяйственные помещения в зависимости отместных условий (сарай, гараж, огород, теплица и т.п.).

*5.2. Помещения проживания детей и подростков, а также помещения обслуживанияследует размещать в отдельных корпусах или блоках, непосредственно примыкающихдруг к другу, либо соединенных отапливаемым переходом.

Отделениядошкольников и постинтернатские группы должны быть выделены в блоки или корпусас отдельными входами и соответствующим зонированием участка.

Группысемейного типа допускается размещать в отдельно стоящих коттеджах, рассчитанныхна одну или несколько семей.

Учреждения типа «Приемная семья»разрешается размещать как в коттеджах, так и в квартирах многоэтажных жилыхдомов при согласовании в каждом конкретном случае с органами Госсанэпиднадзораи Государственного противопожарного надзора.

Изолятор,совмещенный с приемно-карантинным отделением, допускается располагать вотдельном корпусе или в изолированном блоке, примыкающем к корпусу помещенийобслуживания, с отдельным входом.

Хозяйственныесооружения (котельная, гараж, прачечная и др.) должны располагаться в отдельномблоке или отдельных корпусах, размещаемых в хозяйственной зоне с отдельнымвъездом.

*5.3. Здания «Учреждений» следует проектировать не ниже 2 степениогнестойкости.

Отдельныеблоки проживания детей вместимостью до 120 мест каждый, непосредственнопримыкающие друг к другу, следует отделять противопожарными стенами 1 типа.

Примечание: Учреждения типа»Приемная семья» при размещении их в малоэтажной застройкедопускается размещать в зданиях 3 и 4 степени огнестойкости высотой не болееодного этажа при согласовании с органами Государственного противопожарногонадзора.

5.4. Помещения проживания проектируютсяследующих основных типов:

— по типу дошкольных учреждений, когдараздевальная, групповая, спальня и туалетная образуют единый блок помещений;

— по типу коридорной системы, когдаспальни с другими помещениями жилой ячейки связаны через коридор (системукоридоров);

— по квартирному типу, когда жилыепомещения проектируются для группы детей, образующих «семью»(одновозрастную или разновозрастную).

Примечания

1. Принципыпроектирования жилых помещений для групп детей младшего школьного возрастамогут приниматься как по типу дошкольных учреждений, так и по типу коридорнойсистемы.

2. ВШколах-интернатах, а также в Учебно-воспитательных комплексах могут бытьприняты как коридорная система проживания, так и проживание по квартирному типув расчете на одновозрастные или разновозрастные «семьи». Выбор типапроживания определяется заданием на проектирование.

* 5.5. Численность детей и подростков вжилых группах следует принимать:

— в дошкольных группах — 6-8 человек;

— в группах-классах для детей школьноговозраста с нарушениями умственного развития — 6-8 человек:

— в остальных группах детей школьноговозраста Школ-интернатов и Учебно-воспитательных комплексов — 8-10 человек;

— в учреждениях типа «Приемнаясемья» и «Учреждениях» с проживанием по квартирному типу — 4-8человек;

— в Домахпроживания молодежи и постинтернатских группах — 16-20 человек.

Примечания:

1. Комплектование детейв жилых группах для дошкольников, а также младшего и среднего школьноговозраста следует осуществлять в соответствии с организацией учебных классов(групп) с учетом количества, возраста, уровня подготовки, характера заболеванияребенка. Комплектование жилых групп подростков старшего школьного возраста ипостинтернатских групп осуществляется исключительно из соображенийсовместимости, при этом комплектование классов не связано с комплектованиемжилых ячеек.

2.Численность группдетей с дополнительной умственной отсталостью (спецгруппы) может составлять 4-6человек.

3. Если вШколах-интернатах для детей с нарушениями умственного развития находятся дети,требующие коррекции, то для них должна быть предусмотрена возможность изоляциикаждой жилой ячейки при запирании на ключ дверей между ними.

5.6.Жилые помещения могут образовывать секции: для дошкольников — на 2-3 группы,для школьников — на 4-8 групп или групп-классов.

Вкаждую секцию для дошкольников следует предусматривать отдельный вход.Допускается предусматривать общий вход для двух секций, расположенных на второмэтаже.

Входыв помещения жилых групп для детей школьного возраста могут быть предусмотреныили через отдельный вестибюль для одной-двух секций, или через главныйвестибюль.

Возможенвариант, когда в жилые группы для детей младшего школьного возраста входыпредусматриваются через отдельные вестибюли для каждой секции, а для среднего истаршего школьного возраста — через главный вестибюль.

Дляпостинтернатских групп, входящих в состав Школ-интернатов иУчебно-воспитательных комплексов, рекомендуется предусматривать вестибюль ссамостоятельным входом.

ВДомах проживания молодежи предусматривается один из входов через вестибюль спостом дежурного.

5.7.Входы в помещения жилых групп всех типов, за исключением Домов проживаниямолодежи, организуются через раздевальные.

Вслучае, если входы в группы жилых помещений для школьников предусматриваютсячерез общий вестибюль, раздевальные предусматриваются при нем, онирасполагаются в открытых помещениях, выгороженных оборудованием. Допускаетсяпредусматривать общие раздевальные на 2-4 группы.

Всоставе оборудования раздевальных предусматриваются сушильные шкафы для одеждыи обуви с подогревом и вытяжкой, а также секционные шкафы для хранения детскойодежды и обуви.

Примечания:

1. При вестибюляхнеобходимо предусматривать гардероб для посетителей и санитарные узлы длямужчин и женщин (по 1-2 очка) с умывальником в шлюзе.

2.Устройство наружных входов в помещения жилых групп детей-дошкольниковпроектируются в соответствии с нормативными требованиями МГСН 4.07-96.

5.8.В составе «Учреждений» предусматриваются комнаты для свидания детей спосетителями — 18-20 м 2 , со входом из вестибюля.

5.9.В зависимости от принятого планировочного решения допускается предусматриватьдополнительно отдельный вход в помещения административно-бытового обслуживанияс вестибюлем-18-30 м 2 .

*5.10. Вместимость спальных комнат в зависимости от типа проживания (п.5.4) следует принимать:

-по типу дошкольных учреждений — 6-8 мест;

-по типу коридорной системы для детей школьного возраста — 3-4 места (при наличииодной одноместной спальной комнаты, с санитарным узлом на каждую группу), впостинтернатских группах и Домах проживания молодежи — 2-4 места;

-по типу жилой квартиры для Школ-интернатов и Учебно-воспитательных комплексов -2-4 места, для учреждений типа «Приемная семья» — 1-4 места.

5.11.Туалетные комнаты в жилых группах, проектируемых по типу дошкольногоучреждения, размещаются смежно с групповой.

Санитарныеузлы в жилых группах при коридорной системе могут предусматриваться при каждой спальнойкомнате или общими в коридоре. Выбор варианта определяется заданием напроектирование.

Вгруппах, комплектуемых по «семейному» принципу, санитарные узлыпредусматриваются общими на квартиру.

Размещение,состав помещений и санитарного оборудования санитарных узлов в различных типахжилых помещений следует принимать в соответствии с Приложением 3.

5.12.В «Учреждениях» питание организуется, как правило:

-для детей дошкольного возраста — в групповой комнате;

-для детей школьного возраста при коридорной системе проживания — в общихстоловых на секцию или на все учреждение;

-при семейном проживании в Школах-интернатах или Учебно-воспитательныхкомплексах — в общей столовой при кухне или в общей комнате квартиры; вучреждениях типа «Приемная семья» — в общей комнате или вкухне-столовой.

ВДомах проживания молодежи общая столовая и кухня не предусматриваются,поскольку воспитанники готовят себе сами. Для этого в составе секцийпредусматривается кухня (см. Приложение2). В состав учреждений рекомендуется включать буфет с подсобнымпомещением.

Длядошкольников допускается предусматривать в составе секций специальную столовуюс буфетной на 2-3 группы.

Варианторганизации питания определяется заданием на проектирование.

*5.13. Расчетные показатели площади основных жилых помещений, следует приниматьв соответствии с табл.5.1.

Рекомендуемыесостав и площадь помещений жилых групп различных типов следует принимать всоответствии с Приложениями 4-6.

*5.14. Наполняемость классов следует принимать:

-в Школах-интернатах для детей с нарушениями умственного развития — 6-8 человекили 4-6 человек (см. п.5.5.);

-в остальных типах Школ-интернатов, а также Учебно-воспитательных комплексах -8-10 человек для детей младшего и среднего школьного возраста и 16-20 человекдля детей старшего школьного возраста.

5.15.В «Учреждениях» учебный процесс для младшего школьного возраста можетбыть организован в помещениях учебно-игровых комнат жилой ячейки. В этом случаеклассы для детей этого возраста не предусматриваются, а в состав учебныхпомещений включаются только классы для учебных занятий детей среднего истаршего школьного возраста, а также кабинеты, требующие специальногооборудования (физики, химии, биологии, компьютерной техники, иностранного языкат.п.), с лаборантскими, кабинеты социальной адаптации и профессиональнойподготовки.

Таблица 5.1.

Расчетные показатели площади основныхжилых помещений различных типов.

№№

 

Наименование

помещений

Площадь

помещений м 2 /место

Примечания

Проектируемыхпо типу дошкольных учреждений.

1.

Групповая

3,2

2.

Спальная

3,2

Проектируемыхпо типу коридорной системы.

3.

Спальныекомнаты:

-на 3-4 места

5,0

Если приготовлениеуроков предусматривается в спальных комнатах, их площади должны бытьувеличены на 15-20%

-на 2 места

6,0

Только в Домахпроживания молодежи и постинтернатских группах Учебно-воспитательныхкомплексов

-на 1 место

8,0-9,0

4.

Учебно-игровыекомнаты:

— для детей младшего исреднего школьного возраста

3,6

Предусмотреть зонупсихологической разгрузки

— для детей старшегошкольного возраста

3,2

Проектируемыхпо типу жилой квартиры.

5.

Спальныекомнаты на 2-4 места

4,5-5,0

По согласованию сорганами Госсанэпиднадзора разрешается применение откидных или раздвижныхкроватей

6.

Комната»родителей» или воспитателей на 2 места

5,0-6,0

Присемейной системе проживания классы, также как и все остальные учебные помещения, предусматриваются в едином блоке.

Примечание. По согласованию сорганами Образования допускается организовывать учебный процесс на площадиучебно-игровых комнат жилой ячейки также и для детей среднего школьноговозраста.

5.16.Независимо от принципа организации учебного процесса, воспитанникам»Учреждений» должны быть обеспечены условия выполнения домашнихзаданий (или на площади учебно-игровых комнат или в спальных комнатах).Допускается предусматривать специальные помещения для этих целей.

*5.17. Площадь классов и учебно-игровых комнат на 1 место следует принимать: -для детей младшего и среднего школьного возраста -3,6 м 2; — для детейстаршего школьного возраста — 3,2 м 2 .

Вклассах и учебно-игровых комнатах для детей младшего и среднего школьноговозраста следует предусматривать зону психологической разгрузки, в которойследует располагать кушетку или кресло, а также шведскую стенку. Зонупсихологической разгрузки следует огораживать мебелью или экраном.

5.18.При семейном «проживании в Учебно-воспитательных комплексах в составепомещений учебного блока необходимо предусматривать учебно-игровые комнаты длядетей-дошкольников (детсадовские группы) с раздевальной и туалетной.

*5.19. В состав помещений учебно-профессиональной подготовки»Учреждений» всех типов следует включать лингофонные кабинеты сподсобными помещениями из расчета 1 кабинет на 8-10 мест на каждые 70-80 детей.

*5.20. Кабинеты физики, химии, географии, математики, истории, литературы ирусского языка, компьютерной техники следует предусматривать только для детейсреднего и старшего школьного возраста из расчета на 1 место: физики и химии-3,4 м 2 ; в остальных кабинетах — 3,2 м 2 .

Прикабинетах следует размещать лаборантские или кладовые 14-18 м 2 .

Примечания:

1. Кабинеты физики ихимии в учреждениях малой вместимости могут быть совмещены в одном помещении,но при этом помещения лаборантских должны быть предусмотрены раздельными.

2 Специальныекабинеты — географии, математики, истории, литературы и русского языка, нетребующие стационарного оборудования, допускается не предусматривать, а занятияпо этим предметам проводить в классах в составе блока учебных помещений илиучебно-игровых комнатах, расположенных в составе жилых секций.

*5.21. При помещениях учебно-профессиональной подготовки, расположенных в единомблоке, следует предусматривать рекреационные помещения из расчета-1,0-1,2 м 2на одно место в классе или кабинете.

5.22.В Школах-интернатах и Учебно-воспитательных комплексах предусматриваются:

-кабинет биологии — живой уголок — 60-70 м 2 с лаборантской — 18 м 2;;

-компьютерный класс из расчета — 6 м 2 на 1 место с кладовой — 16-18м 2;;

-кабинет черчения — 36-54 м 2 с подсобным помещениям — 14-16 м 2;

-кулинарный класс-кабинет социальной адаптации с комнатой приема гостей -70 м 2и кладовой — 10 м 2;

-класс парикмахерского дела — 28-30м 2 с подсобным помещением — 10-12м 2;

-комнату музыкальных занятий — 36-40 м 2 с кладовой инструментов — 18м 2;

-класс рисования — изостудия — 36-40 м 2 с кладовой — 18 м 2;

-библиотеку с книгохранилищем и читальным залом — 54-60 м 2 для детейс недостатками умственного развития; в учреждениях остальных типов — 80-100 м 2;

-методический кабинет — 24-30 м 2;

-кабинет заместителя директора по педагогической части — 14-16 м 2;

-кабинет заведующего учебной частью — 14-16 м 2;

-учительскую комнату — 30-36 м 2 , которую можно совмещать с комнатоймастеров.

5.23.В «Учреждениях» для детей школьного возраста рекомендуетсяпредусматривать учебно-производственные мастерские площадью из расчета на 1место:

-в швейной, электромонтажной, обувной, мастерской ручных ремесел, механическойсборки, ремонта аппаратуры и бытовой техники — 4,0-4,2 м 2;

-картонажно-переплетной, столярной, ткацкой, токарно-фрезерной, гончарной -5,0-5,6 м 2 .

Приучебно-производственных помещениях следует предусматривать кладовые дляхранения материалов и готовых изделий.

Число мест в помещениях учебно-производственныхмастерских следует принимать 6-8; специализацию мастерских и их количествоследует определять заданием на проектирование в зависимости от конкретныхусловий: назначения, вместимости учреждения, местных традиций, наличияспециалистов, возможности дальнейшего трудоустройства и т. п.

Припроектировании учебно-производственных помещений и кладовых для храненияматериалов и готовых изделий должны быть учтены требования Государственногопротивопожарного надзора.

5.24.Воспитанники Домов проживания молодежи и постинтернатских группУчебно-воспитательных комплексов, как правило, учатся в городских учебных заведенияхили работают на городских предприятиях. Возможен вариант, когда в составеучреждений предусматриваются учебно-производственные мастерские, являющиесятакже местом приложения труда воспитанников. Выбор варианта организацииобучения и трудоустройства в каждом конкретном случае определяется заданием напроектирование.

5.25.В «Учреждениях» допускается предусматривать специальный класс дляподготовки младшего персонала для этих учреждений — 24-30 м 2 складовой учебных пособий — 8-10 м 2 .

5.26.В составе «Учреждений» предусматриваются бассейны ифизкультурно-спортивные залы.

ВДетских домах для дошкольников:

-физкультурный зал — 70-72 м 2;

-бассейн с ванной — 3´7м, глубиной — 0,6 — 0,8 м. В «Учреждениях» остальных типов:

-спортивный зал — 12´24м;

-бассейн с ванной — 5´10м или — 6´12,5м, глубиной — 0,8 — 1,1 м.

Примечания. 1.Физкультурно-спортивные залы должны быть оборудованы в расчете на возможностьиспользования для занятий лечебной физкультурой.

2. В Детских домах длядошкольников физкультурный зал используется также для проведения музыкальныхзанятий.

3. В Школах-интернатахдля детей с нарушениями умственного развития, требующих коррекции, вместоспортивного зала следует предусматривать 2-3 помещения для занятий физкультуройне более чем на 4-6 детей из расчета — 4,5-5 м 2 на 1 ребенка.

4. В соответствии сзаданием на проектирование допускается проектировать бассейны с большимиразмерами ванн и залы большей площади.

*5.27. В Школах-интернатах и в Учебно-воспитательных комплексах следуетпроектировать актовые залы на 120% от числа детей школьного возраста (в расчетена персонал и гостей) площадью не менее 1,2 м 2 на 1 место в зале.

Примечания . 1. По заданию напроектирование допускается предусматривать актовые залы на 60% детей школьноговозраста (в расчете на проведение раздельных мероприятий для детей разныхвозрастов).

2.В Школах-интернатах для детей с нарушениями умственного развития актовый зал сфойе, техническими помещениями и помещениями для артистов не предусматриваются.

З. Если в составШкол-интернатов и Учебно-воспитательных комплексов входит отделение длядошкольников, в состав его помещений включаются зал универсального назначения -не менее 54 м 2 с кладовой инвентаря — 12-14 м 2 .

*5.28. В состав помещений при актовом зале входят: эстрада 54 м 2 ,кинопроекционная с перемоточной и радиоузлом (по заданию на проектирование),фойе (используемое как зал для танцев и игр) из расчета 1.0-1,2 м 2 на1 место в зале, помещение артистов — 30-35 м 2 с санитарным у злом -3-4 м 2 , помещение пожарного поста — 15-16 м 2 , студиякабельного телевидения — 18-20 м 2 , фильмоЗамена систем отоплениятека — 16-18 м 2, кладовая аппаратуры — 10-12 м 2 , кладовая мебели иреквизита — 20-24 м 2 .

5.29. В»Учреждениях» для детей школьного возраста рекомендуетсяпроектировать следующие кружковые помещения:

— кукольного театра, лепки,макрамэ, вязания и вышивки и др. — 30-36 м 2 с кладовыми дляхранения материалов и готовых изделий — 16-18 м 2;

— танцевальную студию -54-72 м 2 с раздевальной — 14-18 м 2 , санитарным узлом идушевой;

— театральный кружок — 30-36м 2 с кладовой — 16-18 м 2;

— шахматный кружок — 24-36 м2 с кладовой — 8-10 м 2.

Примечание. Состав и площади кружковых помещений определяютсязаданием на проектирование.

5.30.В «Учреждениях» рекомендуется предусматривать помещения для хранения спортивногоинвентаря (лыж, санок, велосипедов и т. п.).

5.31. В Школах-интернатах всех типов и Учебно-воспитательныхкомплексах предусматриваются кабинеты логопеда — 12-14 м 2; длядошкольников — 1 кабинет на секцию, в остальных типах — 1 кабинет на учреждение.

Примечание. В Школах-интернатах для детей снарушениями умственного развития вместо кабинета логопеда следуетпредусматривать кабинет дефектолога.

*5.32. В состав медицинских помещений «Учреждений» для детейдошкольного и школьного возраста должны входить кабинеты:

педиатра- 12 м 2 , стоматолога — 15-16 м 2 ,психоневролога-психолога — 14 м 2 , психотерапии — 18 м 2 ,кабинет медицинской сестры — процедурная — 14 м 2.

ВДомах проживания молодежи предусматриваются только кабинет врача и кабинетмедицинской сестры (процедурная) по одному на все учреждение.

*5.33. Производственные помещения пищеблока кроме питания детей, обеспечиваютпитание персонала. Для всех типов учреждений питание детей организуется в однусмену.

ВДомах проживания молодежи централизованный пищеблок не предусматривается. Всостав помещений включаются кухни, рассчитанные на самостоятельноеприготовление пищи.

*5.34. В случае, если питание детей предусматривается в общей столовой припомещениях пищеблока, площадь обеденного зала принимается из расчета не менее1,6 м 2 на 1 место; при зале предусматривается умывальная из расчета3 м 2 (1 умывальник) на каждые 18-20 мест, а в составе помещенийпищеблока: раздаточная — 18-24 м 2 , сервизная хлеборезка — 6-8 м 2, а также моечная столовойпосуды — 16-18 м 2 при ручной мойке и не менее 30 м 2 врасчете на механизированную мойку.

Дляпитания персонала следует предусматривать специальные столы в общем, обеденномзале.

*5.35. Изолятор следует проектировать вместимостью из расчета 6-8% от числа местдля детей дошкольного возраста и детей с недостатками умственного развития и4-5% от числа детей школьного возраста остальных учреждений. Изолятор долженвключать мельцеровские боксы и служить одновременно приемным и карантиннымотделением, при этом любой из мельцеровских боксов, представляющий собойодно-двухместные палаты с полным санитарным узлом (унитаз, умывальник, ванна) ивыходом на участок, может служить приемно-смотровым боксом.

*5.36. Мельцеровские боксы должны соединяться с помещениями изолятора черезпереходные тамбур-шлюзы. Между боксами и коридором следует предусматриватьглухое (не открывающееся) окно, которое служит для наблюдения за детьми.

5.37.Изолятор размещается в отдельном корпусе или в отдельном блоке. Изолятор свыше10 мест рекомендуется размещать в отдельно стоящем корпусе.

Размещениеизолятора устанавливается в задании на проектирование.

*5.38. В случае, когда изолятор размещается в отдельном блоке, он может быть илиполностью изолированным, или связан через специальный тамбур-шлюз с остальнымипомещениями, кроме спальных. В тамбур-шлюзе, следует размещать умывальник ивешалку для смены халатов; кроме того, в нем должен быть обеспечен подпорвоздуха при пожаре.

*5.39. В помещения изолятора, включающие комнату персонала, процедурную,инвентарную, буфетную, санитарную комнату, кабинет врача или медицинскойсестры, а в изоляторах свыше 10 мест, кроме того, помещения хранения аппаратуры(для физиотерапевтических процедур), необходимо предусматривать самостоятельныйвход.

*5.40. Площадь мельцеровского бокса вместе с тамбур-шлюзом и санитарным узломследует принимать не менее 24 м 2 в боксах на 1 место и 30 м 2 вбоксах на 2 места.

Принаружных входах в мельцеровские боксы следует предусматривать пандусы с уклономне более 1:8.

*5.41. Состав и площади помещений изолятора рекомендуется принимать всоответствии с Приложением 11.

*5.42. В состав Домов проживания молодежи следует включать изоляционные палатына 1 место с санитарным узлом — 5-6 м 2 .

5.43.Помещения медицинского обслуживания и изолятора следует проектировать с учетомдействующих нормативных документов по проектированию лечебно-профилактическихучреждений.

5.44.В составе помещений «Учреждений» всех типов рекомендуетсяпредусматривать компьютерный центр с установкой персональных компьютеров -36-40 м 2 с архивом — 16-18 м 2 .

*5.45. Ширину дверей в помещениях, где находится 15 и более человек следуетпринимать не менее 0,9 м.

*5.46. В зданиях высотой 2 и более этажей следует проектировать открытые лоджииглубиной не менее 2 м и шириной не менее 6 м (не менее одной лоджии на 1-2жилых секции), рассматривая их как противопожарные отсеки для отстоя людей припожаре. Простенки должны быть шириной не менее 1,6 м, а ограждение высотой неменее 1м.

*5.47. В целях противопожарной безопасности из каждой жилой группы должно бытьпредусмотрено не менее двух эвакуационных выходов.

Примечание . В»Учреждениях», с организацией проживания по квартирному типу, и вучреждениях типа «Приемная семья», расположенных в жилых квартирах,могут быть применены требования к эвакуации на случай пожара, как для жилыхдомов (МГСН 3.01-96).

*5.48. На путях эвакуации из здания должно быть предусмотрено аварийное иэвакуационное освещение.

5.49.Хозяйственные сооружения — котельная, дезкамера, гараж, прачечная (илипостирочная), ремонтные мастерские, склады, холодильники, тепличные хозяйства ипрочее — проектируются в зависимости от местных условий в соответствии сзаданием на проектирование. Их мощность, состав и площади помещенийопределяются расчетами и техническими условиями на инженерное обеспечениеобъекта, а также требованиями действующих Строительных норм и правил.

Примечание. В»Учреждениях» на базе гаража рекомендуется предусматривать подготовкуспециалистов по ремонту автомобилей.

*5.50. В зданиях «Учреждений» должна быть предусмотрена автоматическаяпожарная сигнализация в соответствии с требованиями СНиП 2.04.09-84. Переченьпомещений, в которых необходимо предусматривать автоматическую пожарнуюсигнализацию, следует определять в соответствии с действующими нормативнымидокументами.

Сигнало срабатывании системы АПС (автоматической пожарной сигнализации) выводится впомещение с круглосуточным пребыванием дежурного персонала (помещение охраны) ив ближайшую пожарную часть.

5.51.Системы внутреннего противопожарного водопровода, автоматическогопожаротушения, противодымной защиты следует проектировать с учетом требованийдействующих на территории г. Москвы нормативных документов.

5.52.При разработке Программ и Заданий на проектирование «Учреждений» дляопределения состава и площади помещений рекомендуется пользоваться справочными Приложениями 1-11.

Состави площади помещений обслуживания Домов проживания молодежи определяется всоответствии с МГСН 3.01-96.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
(справочное)Типы»Учреждений».

№№

«Учреждения»

Типологическаяхарактеристика

1

2

3

1.

Детский дом длядошкольников

Контингентвоспитанников: дети-сироты в возрасте от 3 до 7 лет с нормальным интеллектом,с задержкой умственного развития и нарушением умственного развития. Основные функцииучреждения: ранняя диагностика, медицинская реабилитация, возможная коррекцияна ранней стадии, уход и воспитание. Данное учреждение является первойступенью фильтрации детей по уровню интеллекта.

2.

Школы-интернаты: — длядетей с нормальным интеллектом

Контингентвоспитанников: дети-сироты с нормальным интеллектом в возрасте от 7 до 18лет. Основные функции учреждения: воспитание, обучение, социальная адаптация,возможная профессиональная ориентация, уход. Для старших школьников предусматриваютсяклассы профессиональной подготовки.

— для детей сзадержкой умственного развития

Контингентвоспитанников: дети-сироты в возрасте от 7 до 18 лет с задержкой умственного развития.Основные функции учреждения: воспитание, обучение, профессиональное обучение,уход. Функции профессионально-технического обучения превалируют надобщеобразовательными.

— для детей снарушениями умственного развития

Контингент воспитанников:дети-сироты в возрасте от 7 до 18 лет, требующие коррекции. Основные функцииучреждения: воспитание, обучение, профессиональное обучение, уход.

 

Особенностьюархитектурно-планировочного решения является возможность изоляции функциональныхблоков помещений, отсутствие больших по площади помещений (так как такие детиплохо переносят большое скопление людей в одном объеме) и расширеннаяноменклатура мастерских профессиональной подготовки.

3.

Учебно-воспитательныйкомплекс

Контингентвоспитанников: дети-сироты с нормальным интеллектом в возрасте от 3 до 18лет. Основные функций учреждения: воспитание, обучение, социальная адаптация,возможность профессиональной подготовки, уход. Образ жизни приближен к»семейному».

4:

Приемная семья

Контингентвоспитанников: дети-сироты в возрасте от 3 до 19 лет с нормальныминтеллектом. Количество детей в «семье» должно быть в пределах 4-8.»Семьи» могут образовывать «деревни» из 8-10″семей,располагаемых на отдельной территории, а также могут располагаться вмногоквартирных жилых домах. Особенностью данного учреждения является то, чтодети живут в среде наиболее приближенной к нормальной семейной обстановке.

5.

Дом проживаниямолодежи

Контингентпроживающих: сироты в возрасте от 16 до 23 лет, не приспособившиеся ксамостоятельной жизни. Основные функции учреждения: воспитание, снятиебытовых нагрузок, социальная адаптация. Как правило, воспитанники работаютили учатся вне учреждения, но при данном Доме может быть создано собственноепроизводство.

Примечание. В составШкол-интернатов и Учебно-воспитательных комплексов могут входитьпостинтернатскис группы, рассчитанные на подростков 16-23 лет, которые неприспособлены к самостоятельному проживанию и нуждаются в дополнительнойсоциальной адаптации.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
(справочное)Основные принципыпроектирования жилых помещений с учетом организации учебно-воспитательногопроцесса и питания.

№№

Принципыпроектирования жилых помещений

Организацияучебного процесса

Организацияпитания

1

2

3

4

1.

По типу дошкольногоучреждения

Вгрупповой комнате

Вгрупповой комнате

2

По типукоридорной системы:

 

 

— вШколах-интернатах, а также в отделениях для детей школьного возрастаУчебно-воспитательных комплексов

Повседневноеобучение в классах или классах — игровых; специальное обучение — в кабинетахи мастерских, общих на учреждение

Встоловых, предусматриваемых общими на учреждение, или на каждые 2-4 группы

— вДомах проживания молодежи

Вучебно-производственных мастерских при учреждении или на производственнойбазе вне учреждения

В жилойкомнате или в кухнях на этаже. В составе учреждения предусматривается буфет сподсобным помещением

3

 

По типужилой квартиры:

— вШколах-интернатах и в Учебно-воспитательных комплексах

— в учреждениях тип»Приемная семья»

.Водновозрастных «семьях» повседневное обучение — в учебных комнатах,специальное обучение — в мастерских, кабинетах, общих на учреждение; вразновозрастных «семьях» — в школьных помещениях при учреждении

Вдетских садах и школах жилого района

Как правило — в общейстоловой: допускается частично (завтрак или ужин) — в квартире

В квартире

Примечание. В исключительныхслучаях по согласованию с органами Образования допускается предусматриватьобучение детей в школах жилого района. При этом состав и площадьучебно-воспитательных помещений «Учреждений» в каждом конкретномслучае определяется заданием на проектирование.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
(справочное)Размещениесанитарных узлов, состав помещений и оборудования.

№№

Типпомещений проживания

Расположение

санитарногоузла

Типсанитарного узла

Составсанитарного оборудования

1

2

3

4

5

1.

По типу дошкольногоучреждения

В составе помещенийгрупповой ячейки

Общая туалетная

— два унитаза вкабинках, огороженных экранами

— один душевой рожок споддоном

— три умывальника

— двеногомойки

2.

По типу коридорнойсистемы

1. Санитарные узлы длямальчиков и девочек, общие на секцию, располагаются в коридоре

1. Уборные длямальчиков и девочек

На каждые 15-20 мест

— по два унитаза для мальчикови девочек

-писсуар в уборной для мальчиков

 

 

2. Кабины личнойгигиены для девочек

— умывальник

— биде

 

 

3. Умывальные длямальчиков и девочек

— по три умывальника

— по двеногомойки

 

 

4.Душевые кабины с раздевальными

— 2-3 душевые кабиныпо одному рожку

 

2. Санитарный узелразмещается при каждой спальне на 3-4 места

Совмещенный санитарныйузел

— душ

— унитаз

— умывальник

3

По типу квартиры

Санитарные узлы всоставе каждой квартиры

1. Уборная сумывальником

— унитаз

— умывальник

 

 

2. Туалетная

— унитаз

— умывальник

— душ или ванна

Примечания

1. Все помещения санитарныхузлов, за исключением уборных и ванных учреждений типа «Приемнаясемья», должны иметь в полу трап для спуска воды.

2. В умывальных,туалетных, в совмещенных санитарных узлах предусмотреть полотенцесушитель.

3. Вучреждениях типа «Приемная семья» располагаемых в квартирах жилыхдомов, по согласованию с органами Госсанэпиднадзора допускается предусматриватьсанитарный узел, включающий раздельную уборную и ванную.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
(справочное)Рекомендуемыесостав и площади помещений Детского дома для дошкольников на 80 мест.

№№

Наименованиепомещений

Площадьпомещений м 2

Примечания

1

2

3

4

ЖИЛАЯГРУППА

1.

Раздевальная

10-12

2.

Групповая

20-22

3.

Спальная

20-22

Может представлятьсобой единое помещение или состоять из двух помещений — для мальчиков идевочек

4.

Туалетная

14-16

5.

Буфетная

5-6

6.

Комната индивидуальнойработы с ребенком

12-14

7.

Кладовая

6-8

8.

Комната храненияуборочного инвентаря

4

В составе оборудованияпредусматривается умывальник и слив

ЖИЛАЯСЕКЦИЯ

9.

Столовая

36-40

Необходимостьопределяется заданием на проектирование

10.

Буфетная

14-16

-» —

11.

Кабинет логопеда

12-14

12.

Санитарный узелперсонала

5-6

В санитарном узлепредусматривается душ, унитаз, умывальник

13.

Кладовая чистого белья

6-8

ПОМЕЩЕНИЯКУЛЬТУРНО-МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

14.

Зал гимнастических имузыкальных занятий

72

Используется также какзал ЛФК

15.

Кладовая спортивныхпринадлежностей

10

Смежная с заломгимнастических и музыкальных занятий

16.

Бассейн с ванной 3х7 м

60

17.

Инвентарная

10

18.

Раздевальная длямальчиков и девочек

10´2

В раздевальной длядевочек предусмотреть установку для сушки волос

19.

Душевые прираздевальных, включая ножную ванну

4´2

По две душевых сетки иодной ножной ванне на каждую душевую

20.

Уборные прираздевальных с умывальником в шлюзе

4´2

21.

Комната методиста ссанитарным узлом

10+4

В состав санитарногоузла входят унитаз, душ, умывальник

22.

Комната медсестры

Должны располагатьсясмежно и иметь выход на обходную дорожку

23.

Лаборатория анализаводы

24.

Узел управления

ПОМЕЩЕНИЯМЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

25.

Кабинет врача-педиатра

12

26.

Кабинет медицинскойсестры — процедурная

14

27.

Кабинет стоматолога

15

28.

Кабинет психоневролога

14

29.

Кабинетпсихологической разгрузки

18

30.

Кладовая

4-6

31.

Санитарный узел с умывальникомв шлюзе

4

32.

Санитарная комната

5

ПОМЕЩЕНИЯАДМИНИСТРАТИВНО-БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

33.

Вестибюль с гардеробомдля посетителей

54

Используется какпомещение для собраний персонала

34.

Санитарный узел сумывальником в шлюзе

3

35.

Комната свиданий детейс посетителями

12

36.

Кабинет заведующего

18

37.

Кабинет заместителязаведующего по медицинской части

12

Может располагаться в составепомещений медицинского обслуживания

38.

Кабинет завхоза

10

39.

Канцелярия ибухгалтерия

16

40.

Библиотека персонала,методический кабинет

18

41.

Комната персонала

10

42.

Душевая при комнатеперсонала с уборной

6

В состав санитарногооборудования должно входить бидэ

43.

Хозяйственная кладовая

10

44.

Инвентарная

8

45.

Кладовые чистого игрязного белья

8+6

46.

Комната кастелянши

10

47.

Постирочная:

Предусматривается вслучае, если в составе помещений хозяйственного обслуживания прачечная непредусмотрена

— стиральная

18

— сушильная

8

— гладильная

6

48.

Дезкамера

по заданию на проектирование

Может располагаться вподвале или хозяйственной зоне при прачечной

ПОМЕЩЕНИЯПИЩЕБЛОКА

49.

Горячийцех

30

50.

Заготовочные:

-рыбы и мяса

10

-овощей

8

51.

Помещениепервичной обработки овощей

6

52.

Холодныйцех

8

53.

Моечнаякухонной посуды

10

54.

Охлаждаемыекамеры:

-продуктов

12

Не менее двух камер

-отходов

4

С выходом наружу

55.

Кладовая сухихпродуктов

6

56.

Кладовая суточногозапаса

8

57.

Кладовая овощей

12

58.

Загрузочная

10

59.

Кладовая и моечнаятары

10

60.

Комната персонала сдушевой и санузлом

12

61.

Раздаточная

12

Примечания. 1. Требованияк проектированию бассейна принимать в соответствии с МГСН 4.07-96.

2. Длядоставки пищи в изолятор в раздаточную возможно предусматривать дополнительныйвход с участка.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
(справочное)Рекомендуемыеплощади помещений проживания, проектируемых по типу коридорной системы.

№№

Наименованиепомещений

Площадьпомещений м 2

Примечания

1

2

3

4

НАЖИЛУЮ ГРУППУ

1.

Спальные комнаты:

 

— на 3 места

15

Соотношение комнатразличной вместимости

— на 4 места

20

определяется заданиемна проектирование

— на 2 места

12

 

— на 1 место

8-9

 

2.

Учебно-игроваякомната:

 

— для детей младшего исреднего школьного возраста

36

Предусмотреть зонупсихологической разгрузки

— для детей старшегошкольного возраста

32

 

3.

Гостиная

36

В Домах проживания молодежипостинтернатских группах Учебно-воспитательных комплексов

4.

Комната храненияличных вещей

6-8

 

5.

Инвентарная

6-8

 

6.

Санитарные узлы:

 

— при каждой спальнойкомнате

5-6

 

— общие на группу

Проектируютсяв соответствии с данными Приложения3

7.

Комната воспитателей ссанитарным узлом

18

На два места

8.

Кухня

14-16

Только в Домахпроживания молодежи в постинтернатских группах

9.

Кладовая при кухне

4-6

 

НАЖИЛУЮ СЕКЦИЮ

10.

Гостиная

30-36

Только для детейшкольного возраста

11.

Кухня (смежная сгостиной)

10-12

— » —

12.

Раздевальная ссушильшкафом

18-20

Кроме Домов проживаниямолодежи и постинтернатских групп

13.

Бытовая комната

8-10

 

14.

Изоляционная палата ссанитарным узлом

18

Только в Домахпроживания молодежи

15.

Кладовая чистого белья

6-8

 

16.

Комната храненияуборочного инвентаря

4

 

17.

Санитарный узелперсонала

5

В состав оборудованиявходят душ, унитаз, умывальник

Примечание . При однойпостинтернатской группе в учреждении бытовую комнату, кладовую чистого белья,санитарный узел персонала, комнату хранения уборочного инвентаря следуетпредусматривать в составе жилой группы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
(справочное)Рекомендуемыеплощади помещений проживания, проектируемых по типу семейной квартиры.

№№

Наименование помещений

Площадьпомещений м 2

Примечания

в»Учреждениях»

втипе «Приемная семья»

1

2

3

4

5

1.

Комната»родителей»

10-12

2.

Спальные комнаты

По согласованию сорганами Госсанэпиднадзора разрешается применение откидных или раздвижныхкроватей

— на 2 места

9-10

8-10

— на 3 места

13-15

12-15

— на 4 места

18-20

16-20

— на 1 место

7-9

3.

Учебно-игровая комната

13-26

12-26

4.

Инвентарная

6-8

4-6

5.

Общая комната,

26-32

24-32

Предусматриватьвозможность просмотра телевизора

6.

Кухня-столовая

8-16

7.

Кухня-буфетная

6-8

8.

Кухня

8-10

9.

Санитарные узлы:

— уборная сумывальником

3

2-3

— туалетная

6

4-6

В состав оборудованиявходят унитаз, умывальник, ванна

10

Кабинет руководителя

6-8

11

Комната храненияуборочного инвентаря

4

3-4

Оборудуется сливом,умывальником

12.

Комната воспитателей

12

 

13.

Передняя раздевальнаяс сушильным шкафом

6-8

4-6

14.

Гардеробная

4-6

6-8

15.

Кладовая

3-4

3-4

Примечания.1. Вслучае, если в учреждении типа «Приемная семья» предусмотрена кухня-столовая,то отдельно кухню можно не предусматривать, а площадь общей комнаты-столовойдопускается сократить на 20-25%.

2. Вучреждениях типа «Приемная семья», расположенных в квартирах жилыхдомов, кабинет руководителя, комнату хранения уборочного инвентаря возможно непредусматривать.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.
(справочное)Рекомендуемыесостав и площади помещений культурно-массового обслуживания в Школах-интернатахи Учебно-воспитательных комплексах на 100 мест.

№№

Наименованиепомещений

Площадьм 2

Примечания

1

2

3

4

1.

Актовый зал на 120мест

144

Расчет на 120 % детейшкольного и постинтернатского возраста. Если в состав учреждения входитдошкольное отделение вместимость актового зала соответственно уменьшится

2.

Эстрада при зале

54

3.

Кинопроекционная сперемоточной и радиоузлом

27

4.

Фойе

120

Используется каквыставочный зал, зал для танцев и игры в настольный теннис

5.

Помещения для артистов

15´2

6.

Санитарный узел сумывальником в шлюзе

3

7.

Радиоузел

12

8.

ФильмоЗамена систем отоплениятека

18

9.

Помещения пожарногопоста

10

10.

Студия кабельноготелевидения

18

11.

Кладовая мебели иреквизита

20

12.

Кладовая аппаратуры

10

13.

Музей

54

14.

Комната художника

12

15.

Кружковые помещения:

кружок кукольноготеатра с подсобным помещением

54+18

танцевальный класс спомещением для переодевания и санитарным узлом

72+18+3

-кружок лепки складовыми инвентаря и готовых изделий

36+8+10

16.

Инвентарная

36

17.

Санитарные узлы сумывальниками в шлюзе

18´2

18.

Уборные персонала

3´2

19.

Кабины личной гигиены

4´2

Разместить при женскихуборных

20.

Спортивный зал 12´24 м

288

За исключениемШкол-интернатов для детей с нарушениями умственного развития

21.

Залы дляиндивидуальных занятий физкультурой на 5-6 человек

32х3

В Школах-интернатахдля детей с нарушением умственного развития

22.

Хранениеспортивного инвентаря

16

23.

Раздевальные для девочеки мальчиков с душевыми и санитарными узлами

36´2

По два душевых рожка иодному унитазу на каждую раздевальную

24.

Комнатаинструктора-методиста

12

25.

Лечебно-оздоровительныйбассейн с ванной 5´10 м

160

На 10-12 детей израсчета 4-5 м 2 на 1 место

26.

Комната методиста ссанитарным узлом

10+4

В состав санитарногоузла входят унитаз, душ, умывальник

27.

Раздевальные длямальчиков и девочек

16´2

В раздевальной для девочекпредусмотреть установку сушки для волос

28.

Душевые прираздевальных, включая ножную ванну

5´2

По две душевые сетки иодной ножной ванне на каждую душевую

29.

Уборные прираздевальных с умывальником в шлюзе

5´2

30.

Узел управления

Должны располагатьсясмежно и иметь выход на обходную дорожку

31.

Лаборатория анализаводы

32.

Комната медсестры

33.

Кладовая спортивногоинвентаря

8

34.

Помещение уборочногоинвентаря

4

Примечание. В Школах-интернатах для детей с нарушениямиумственного развития актовый зал с эстрадой, кинопроекционной, фойе,помещениями для артистов и санитарным узлом (позиции 1-6) не предусматриваются.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8.
(справочное)Рекомендуемыесостав и площади помещений учебно-профессиональной подготовки вШколах-интернатах и в Учебно-воспитательных комплексах на 100 мест.

№№

Наименованиепомещений

Площадьпомещений м 2

Примечания

1

2

3

4

1.

Учебно-игровые комнатыдля дошкольников на 8-10 мест

28-30

Для разновозрастныхгрупп «семейного» проживания

— раздевальная

14

— туалетная

12

2.

Классы:

-для детей младшего и среднего школьного возраста

30-36

Наполняемость классов 8-10 детей

-для детей старшего школьного возраста

48-60

Наполняемость классов 16-20 детей

3.

Рекреационныепомещения

90-100

 

4.

Кабинет занятийфизикой с лаборантской

Кабинеты могут бытьобъединены в одном помещении

 

5.

Кабинет для занятийхимией с лаборантской

6.

Класс рисования — изостудияс кладовой

40+18

7.

Класс парикмахерскогодела с подсобным помещением

30+10

8.

Компьютерный класс сподсобным помещением

54+18

9.

Кабинет черчения сподсобным помещением

36+14

10.

Класс биологии — живойуголок с лаборантской

72+18

11.

Комната музыкальныхзанятий с кладовой инструментов

36+18

12.

Кинофотолаборатория спомещением для обработки пленки

21+10

13.

Кабинет социально-бытовойадаптации для приема гостей с кухней и кладовой

72+10

14.

Библиотека скнигохранилищем и читальным залом:

-для детей с недостатками умственного развития

60

-для остальных детей

100

15.

Методический кабинет

30

16.

Кабинет заведующегоучебной частью

16

17.

Комната учителей,мастеров

36

18.

Кладовая мебели,инвентаря

24

19.

Санитарные узлы длямальчиков и девочек

порасчету

Распределить поэтажно

20.

Учебно-производственныемастерские с инвентарными и подсобными помещениями:

Для средних и старшихшкольников с недостатками умственного развития

-швейная

36+12+10

-картонажно-переплетная

72+18+10

-столярная

54+18+10

-ткацкая

54+18+10

-механической сборки

36+18

-электромонтажная

36+18

-токарно-фрезерная

72+18

-гончарная

54+18+10

-обувная

36+12+10

-ручных ремесел (вязания, лозоплетения, пр.)

36+12+10

-ремонта аппаратуры и бытовой техники

36+18+10.

-слесарная мастерская по ремонту автомобилей

На базе гаража

21.

Класс подготовкимедицинского персонала с кладовой учебных пособий

30+10

ПРИЛОЖЕНИЕ 9.
(справочное)Рекомендуемыесостав и площади помещений столовой и производственных помещений кухни вШколах-интернатах и Учебно-воспитательных комплексах на 100мест.

№№

Наименованиепомещений

Площадьпомещений, м 2

Примечания

1

2

3

4

1.

Обеденный зал на 100 мест

160

Если в составучреждения входит отделение для дошкольников, то число мест в обеденном залесокращается соответственно их количеству

2.

Умывальные

3 м 2

(1умывальник на каждые 18-20 мест)

3.

Раздаточная

24

4.

Сервизная

8

5.

Моечная столовойпосуды

30-36

6.

Горячий цех

70

7.

Хлеборезка, хранениехлеба

8

8.

Моечная кухоннойпосуды

10

9.

Холодный цех

14

10

Цех мучных изделий

14

11

Мясорыбный цех

24

12

Овощной цех

18

13

Комната заведующегопроизводством

8

14

Кладовая суточногозапаса продуктов

10

15

Кладовая сухихпродуктов

14

16.

Охлаждаемые камеры:

Не менее двух камер снепосредственным выходом наружу

-продуктов

32

-отходов

4

17.

Помещение первичнойобработки овощей

16

18.

Загрузочная, кладоваятары

18

19.

Кладовая белья:

-чистого

8

-грязного

6

20.

Кладовая и моечнаятары

.16

21.

Комната персонала сдушевой и санитарным узлом

24

22.

Комната кладовщика

6

23.

Кладовая овощей

16

24.

Комната храненияпредметов уборки

4

25.

Раздаточная

20

Для дошкольногоотделения

ПРИЛОЖЕНИЕ 10.
(справочное)Рекомендуемыесостав и площади помещений административно-бытового и медицинского обслуживанияв Школах-интернатах и Учебно-воспитательных комплексах на 100 мест.

№№

Наименованиепомещений

Площадьпомещений м 2

Примечания

1

2

3

4

1.

Вестибюль с гардеробом

72-90

Если входы в жилыепомещения предусмотрены через общий вестибюль, его площадь увеличивается засчет раздевальной для детей, из расчета 0,4 м2 на 1 место

2.

Санитарные узлымужские и женские с умывальником в шлюзе

5´2

3.

Помещение дежурного

10

4.

Комната свиданий детейс посетителями

18

5.

Кабинеты врачей:

-педиатра

12

-стоматолога

15-16

-психоневролога

14

Используется как кабинетпсихолога

-логопеда

12-14

В Школах-интернатахдля детей с нарушениями умственного развития -кабинет дефектолога

6.

Кабинет психотерапии

18-20

7.

Кабинет медицинскойсестры -процедурная

14

8.

Кабинет директора

24

9.

Канцелярия-приемная

14

10.

Кабинет заместителядиректора по хозяйственной части

14

11.

Бухгалтерия с кассой

18+4

12.

Комната отдыхаперсонала

18

13.

Комната сестры-хозяйки

12+8

14.

Кладовая грязногобелья

16

15.

Кладовая чистого бельяс починочной

20

16.

Компьютерный центр сархивом

36+16

17.

Гардероб персонала сдушевой и санитарным узлом

24

Могут располагаться вподвале

18.

Кладовые, инвентарные

40

19.

Ремонтная мастерская сподсобным помещением

14+6

20.

Комната храненияпредметов уборки

4´2

21.

Постирочная с помещениемдля разборки белья и кладовой

10+22+8

В случае, если всоставе помещений хозяйственного обслуживания прачечная не предусмотрена

22.

Дезкамера

позаданию на проектирование

Может располагаться в подвалеили в хозяйственной зоне при прачечной

ПРИЛОЖЕНИЕ 11.
(справочное)Рекомендуемыесостав и площади помещений изолятора.

№№

 

Наименованиепомещений

Площадипомещений м 2

Примечания

визоляторе до 10 мест

визоляторе свыше 10 мест

1

2

3

4

5

1.

Мельцеровский бокс на 1 место

24

24

Число боксовопределяется расчетом

2.

Мельцеровский бокс на 2 места

30

30

— » —

3.

Санитарная комната

6

6

4.

Процедурная

18

18

5.

Кабинет врача,медицинской сестры

14

14

6.

Комната персонала сраздевальной и душем

10

12

7.

Буфетная

8

12

8.

Комната храненияпереносной аппаратуры

12

9.

Инвентарная

8

12

10.

Уборная с умывальникомв шлюзе

3

3

Располагается рядом скомнатой персонала

 

Кроме быстрого и качественного ремонта труб отопления, оказываем профессиональный монтаж систем отопления под ключ. На нашей странице по тематике отопления > resant.ru/otoplenie-doma.html < можно посмотреть и ознакомиться с примерами наших работ. Но более точно, по стоимости работ и оборудования лучше уточнить у инженера.

Для связи используйте контактный телефон ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ 8(495) 744-67-74, на который можно звонить круглосуточно.

Отопление от ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ Вид: водяное тут > resant.ru/otoplenie-dachi.html

Обратите внимание

Наша компания ООО ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ входит в состав некоммерческой организации АНО МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОЛЛЕГИЯ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ. Мы так же оказываем услуги по независимой строительной технической эесаертизе.

Качественное отопление дома под ключ

Наша компания занимается устройством отопления для частных домов, офисов, коттеджей. Направление нашей деятельности в первую очередь связано с последующим обслуживанием установленных систем.

Отопление дачи

Продукция компании ДИЗАЙН ПРЕСТИЖ, это услуги в сфере отопления, автономной котельной, частного водоснабжения, поставка оборудования. Работы и оборудование можно приобрести в кредит!!!

Водоснабжение по доступным ценам, отопление со скидкой. Наша компания занимается устройством инженерных коммуникация для частных загородных домов, водоснабжение от колодца, водоснабжение от скважины. Отопление дома твердотопливным котлом, установка автономного газового отопления.